29.01.2019
Джаммалутдинова Б.Г. – педагог- логопед МБДОУ «Сказка»
Роль
семьи в преодолении дефектов речи
Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их
преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в
которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок
проводит дома.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому
нарушению у ребенка:
•
не ругать ребенка за неправильную речь;
•
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
•
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и
слов;
• осуществлять
позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и
показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого
аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны
уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед
записывает в индивидуальном порядке. Отмечу, что существуют определенные
правила работы в домашних тетрадях:
• тетради
забираются в конце каждой недели на выходные, и в понедельник их нужно принести
логопеду;
• задания на
развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются
карандашами;
•
весь речевой материал должен быть отработан, т.е.
родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания,
даже путем заучивания;
•
задания должны быть прочитаны ребенку;
• все задания
выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть
четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки,
загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми,
явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра
телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.