22.01.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
С.НИЖНЕЕ
КАЗАНИЩЕ БУЙНАКСКИЙ РАЙОН
Инновационный проект
«Развитие
дошкольного образования в контексте внедрения ФГОС ДО посредством игровой технологии
В.В. Воскобовича»
на
базе МБДОУ Детский сад «Сказка» с.Нижнее
Казанище
Руководитель
проекта:
заведующая ДОУ Дагирова З.К.
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
Содержание |
Страница |
I |
Анализ
ситуации о состоянии дошкольного образования |
2 |
II |
Содержательная часть проекта |
5 |
|
1.Описание проблем 2.Цель и задачи проекта 3.Календарный план мероприятий 3.1.Перечень нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов 4.
4.Способ и критерии оценки эффективности р реализации проекта 4.1.Ожидаемые
результаты деятельности опорной площадки
|
5 6 7 8 10 11 |
2
I. Анализ ситуации о состоянии дошкольного образования
Дошкольное образование – первая ступенька в системе
российского обучения. Несмотря на то, что система ДО все время находится «в
движении» – она постоянно обновляется, видоизменяется и совершенствуется, есть
ряд проблем, которые требуют решения. В
условиях современного быстро меняющегося мира организация качественного дошкольного образования является важнейшей
предпосылкой для обеспечения будущего человечества. Если воспитание и
образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребенка
своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание,
воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться не только в
начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Вопрос организации
развивающей предметно-игровой среды ДОО на сегодняшний день особенно актуален.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не
спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если
рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм
дети больше предпочитают информационные технологии.
Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые:
бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а
воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция
прослеживается не только у нас, но и во многих странах.
Развитие современного общества требует обобщения и
систематизации опыта педагогических инноваций, результатов
психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы
является технологический подход
к организации образовательной работы с детьми.
3
Деятельность всего
педагогического коллектива МБДОУ «Сказка» направлена на реализацию целей и
задач муниципальной опорной площадки. В современных условиях перехода ДОУ
на ФГОС ДО актуальной проблемой является овладение педагогами новым содержанием
(образовательные области) и новыми формами образовательной работы.
В рамках работы в данном направлении в МБДОУ «Сказка» идет интенсивная
работа по формированию ИКТ компетентностей педагогов, так как это в свою
очередь позволяет значительно сокращать время педагога на подготовку тех или
иных мероприятий с детьми, родителями, повышает познавательный интерес
воспитанников (мастер-классы, семинар по созданию презентаций – сентябрь,
создание буклетов – октябрь, аукцион педагогических идей – ноябрь, ежемесячные
просмотры открытых мероприятий взрослого с детьми – игровая, трудовая,
познавательная деятельность – анализ). Итоговым мероприятием явились – конкурс
эссе «Дорога в мою профессию», конкурс творческих информационных буклетов для
родителей, конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной
среды, конкурс на лучшее мультимедийное сопровождение занятий с детьми.
В основном деятельность педагогов
активизировалась на реализации индивидуальных проектов в работе с детьми,
освоении новых форм взаимодействия как с детьми, так и с родителями в процессе
организации различных видов деятельности.
Существующие методы
работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая место чему-то новому.
От педагогов же зависит то, какие условия будут созданы в образовательном
учреждении, какие возможности будут у детей.
В таких условиях педагогический коллектив не может стоять на месте. Одним
из важнейших результатов работы МБДОУ в инновационном режиме является
формирование управленческо-педагогического коллектива, владеющего
проектно-исследовательскими, экспертными способами
4
деятельности, способного к разработке и реализации проектов развития
образовательной практики.
Отличительной
особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий
главной целью развитие личности воспитанников.
В результате активных
поисков, направленных на превращение образовательного процесса в детском саду в
живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных
видах детской деятельности, среди которых главенствует игра, одним из
эффективных средств реализации ФГОС ДО была определена игровая технология В.В.
Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Данная
технология включает различные формы организации детского коллектива логико- математические игры: «В гостях у
малыша Гео», «Школа Волшебства», «Чудо - головоломки»; интегрированные занятия
«Путешествие по Фиолетовому лесу», «Как малыш Гео получил подарок»; совместную
игровую деятельность детей, воспитателей и родителей через заседания семейного
клуба, познавательно-интеллектуальные игры, совместные викторины и конкурсы;
самостоятельную игру.
Педагоги
МБДОУ «Сказка», применяющие на практике развивающие игровые пособия В.В.
Воскобовича, в течение 2017 года
убедились в том, что действительно через игровую деятельность возрастает
мотивированность детей к познавательным действиям, появляется возможность
активизировать деятельность воспитанников в освоении образовательных областей
(познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие). Большим достоинством игровой технологии
В.В. Воскобовича является тот факт, что она свободно вписывается в любую
образовательную программу, принятую в дошкольном образовательном учреждении.
5
2.Описание проблем
Сопоставление актуальности задач
и анализа развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Сказка» определило
проблемное поле проекта:
§ отсутствие
системности и целостности внедряемых педагогических технологий;
§ недостаточность
научно-методического обеспечения в области применения игровой технологии В.В.
Воскобовича, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности
учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого
поиска и стимулировало бы инновационную деятельность педагогов в рамках реализации ФГОС ДО.
Перечисленные
проблемы не могут быть решены в одночасье. Необходима подготовка педагогов,
способных грамотно осуществлять инновационную деятельность по внедрению игровой
технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
6
3. Цель и
задачи проекта
Цель
проекта:
Повышение качества дошкольного
образования в контексте реализации ФГОС
ДО средствами игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты
игры».
Объектом
исследования выступает: инновационная деятельность МБДОУ «Сказка» по
внедрению в образовательный процесс игровой технологии В.В. Воскобовича.
Предмет исследования –
методическое сопровождение инновационной деятельности в МБДОУ «Сказка» с.Нижнее
Казанище Буйнакский район
Задачи:
1) Создание системы методического сопровождения
инновационной деятельности по реализации ФГОС ДО посредством игровой технологии В.В.
Воскобовича.
2) Разработка
рабочей программы с учетом ФГОС ДО посредством игровой технологии В.В.
Воскобовича.
3) Организация необходимых условий развивающей
предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
4) Формирование пакета нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность МБДОУ в рамках реализации ФГОС ДО и методических пособий для педагогов в
области применения игровой технологии В.В. Воскобовича.
5) Разработка программы деятельности педагогического
коллектива по развитию инновационного потенциала, с целью успешной реализации
ФГОС дошкольного образования средствами игровой технологии В.В.Воскобовича.
Срок
реализации проекта: 2 года.
7
4.План-график работы в
рамках реализации проекта «Развитие дошкольного образования в контексте
внедрения ФГОС ДО посредством игровой технологии В.В. Воскобовича на базе
МБДОУ«Сказка» с.Н- Казанище Буйнакский район
1.Подготовительный
этап- создание условий для реализации ФГОС ДО, подготовки ДОУ к переходу на
ФГОС
8
Перечень
нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов
Наименование документа |
Краткое содержание документа |
Сроки |
Закон Российской Федерации "Об образовании" 29.12.2012
N 273-ФЗ Закон РД от 16.06.2014 № 48 "Об
образовании в Республике Дагестан" |
Предметом
регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения,
возникающие в сфере образования с созданием условий для реализации права на
образование |
29.12.2012 |
Приказ Министерства образования и науки РФ"Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования" |
Обеспечивает
доступность качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации |
от 17 октября 2013 г. |
Письмо
Минобрнауки России "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" |
Содержание указания на разные возрастные
возможности детей при разработке и реализации образовательной программы в
организации, осуществляющей образовательную деятельность |
от 28.02.2014 |
Постановление
правительства РФ «Федеральная |
Обеспечение
условий для эффективного развития российского образования, Формирование
востребованной системы оценки качества образования и образовательных
результатов. |
от
27.04.2016г |
План действий по
обеспечению введения ФГОС ДО. Утверждён 1-ым заместителем Министра
образования и науки РФ Н.В. Третьяк |
Создание нормативно-правового, методического
и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО; создание кадрового обеспечения введения
ФГОС ДО; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОСДО; |
14 ноября 2013 г. |
«Организация
развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования». |
Методические
рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста . |
1.10.2016г |
Реализации
проекта «Создание Экспериментария в детском саду» |
Проведение
конкурсного отбора по созданию опорных площадок на базе дошкольных
образовательных организаций Республики Дагестан |
2018г |
Модульная
программа повышения квалификации сотрудников образовательных организаций по
вопросам введения ФГОС дошкольного образования |
Программы
определяют актуальность, цели, задачи образовательной технологии, ее
структуру, содержание, систему мониторинга, образовательный продукт |
|
10
·
Критерии
оценки эффективности реализации проекта
-высокая
мотивационная готовность педагогов в области применения инновационных
технологий.
- доля
педагогов,активно использующих игровую технологию В.В. Воскобовича;
- наличие
методических материалов, разработанных педагогами;
-
повышение уровня развития дошкольников;
-
удовлетворенность родителей работой ДОУ;
-
максимальное удовлетворение интересов и потребностей детей.
-диагностика
умственных способностей детей
-уровень
овладения игровой деятельностью -дидактической игрой. (Мониторинг в детском
саду. )
Вовлеченность
потребителей оценивается анкетированием.
11
Ожидаемые результаты
деятельности опорной площадки
Для детей:
1.Высокий уровень интеллектуального развития у детей;
2.Высокий уровень творческого воображения как основа
креативности;
3.Высокий уровень овладения логико – математической,
дидактической игрой;
4.Рост умственного потенциала ;
5.Развитие у детей инициативы, сообразительности,
самостоятельности, активности.
Для педагогов:
1.Организация педагогического поиска через реализацию
инновационных программ.
2.Повышение
профессионального уровня и методической компетентности педагогов в области
применения технологии В.В. Воскобовича в рамках реализации ФГОС ДО.
3.Увеличение доли педагогов, активно применяющих в
своей инновационной деятельности игровую технологию В.В. Воскобовича
4.Наличие успешного развивающего опыта инновационной
деятельности в области организации развивающей предметно-пространственной среды
для создания равных стартовых возможностей каждого ребенка;
5.Наличие современных программ, технологий, пособий и
разработок;
6.Совершенствование развивающей
предметно-пространственной среды, отвечающей современным требованиям ФГОС ДО.
Для родителей:
1.Повышение уровня заинтересованности родителей в
применении игровых технологий дома;
12
2.Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей
на интеллектуальное развитие дошкольника.
Для ДОУ:
1.Повышения эффективности и качества образовательного
процесса.
2.Обеспечение современных требований подготовки ребенка к
школьному обучению математике на основе развивающих подходов.
3.Инновационный подход педагогов к образовательной
деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие
дошкольников, формированию у дошкольников элементарных математических
представлений, основ системного видения мира.
4. Обеспечение преемственных связей со школой в постановке
единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения.
5.Реализация инновационных технологий. Обобщение передового
педагогического опыта. Создание положительного имиджа ДОУ.